Цветная Калуга вчера и сегодня
Калуга вчера (70-е – 80-е гг. XX века): Д.Н. Салищев
Калуга сегодня (2014г.): Студия «25-й кадр»
Никитин Пётр Романович (cведения)
В 1776 году было объявлено об устройстве Калужского наместничества. Наместником Калужским и Тульским назначили генерал-поручика Михаила Никитича Кречетникова, ранее занимавшего пост тверского губернатора.Что же представляла собой тогдашняя Калуга?


Деревянный кремль уже не существовал — он сгорел в 1700 году, оставались лишь земляные валы, ограниченные Березуйским и Городенским оврагами. Подавляющее большинство домов города с 16-тысячным населением были деревянные, каменных имелось сравнительно немного: 85 жилых палат, около 70 промышленных зданий и 26 храмов. В это время для радикальной перестройки Калуги по повелению императрицы Екатерины II сюда прибыл зодчий Пётр Романович Никитин (1720—1784), ученик Д. В. Ухтомского. Прибыл он из Твери, где руководил работами по её восстановлению после пожара 1763 года.

Возглавляя тверскую "архитекторскую команду", Никитин разработал проект первого регулярного плана застройки Твери, ставшего образцовым для других провинциальных городов России. Как явствует из его послужного списка, Пётр Романович Никитин «в службу вступил в 744-м декабря 12 архитектур-учеником при Сенате, 749-го августа 31-го по Указу Правительствующего Сената армейским поручиком, в 754-м мая 9-го по имянному Указу пожалован в Капитаны, в 759-м по Указу Правительствующего Сената произведен архитектором с чином секунд-майора и был в Москве при казенных строениях. В 763-м по Указу Правительствующего Сената произведен премьер-майором, во оном году находился при снятии по случае згорения города Твери плана, а потом был того города Твери в конторе строения его у исправления и строения Архитектора должности 776 по октябрь месяц и во оном же октябре месяце награждён чином Надворнаго Советника и определён Калужскаго Наместничества в Казённую палату, а с 777 года определён в Гражданскую палату Советником».

Пётр Никитин подготовил регулярный план и для Калуги, в июне 1778 года "конфирмованный" (утверждённый) Екатериной II. В ходе проектирования было выполнено общее межевание и тем самым зафиксированы все существовавшие на тот момент в городе капитальные здания и сооружения.Система архитектурного построения Калуги под рукой опытного мастера приобрела чёткость и стройность. Автор планировочного решения сохранил традиционный центр древнего кремля, а старинные дороги, ведущие сюда из посада и слобод, совместил с направлениями новых проспектов. Большинство калужских улиц стали выходить к крутому берегу Оки и к склону речки Яченки. Теперь откуда бы ни дул ветер, он легко проникал в город и постоянно его проветривал. Были вынесены на окраины все производства, опасные в пожарном или санитарном отношении. Появилось одно общее городское кладбище — Пятницкое (раньше умерших хоронили по приходам, а особо почётных граждан — в Лаврентьевском монастыре). Для Приказа общественного призрения Никитин спроектировал военный госпиталь, казармы с конюшнями, приют и тюремный замок — деревянные, на каменных основаниях. Все они стояли на Тульской дороге (сейчас улица Салтыкова-Щедрина). Там же в 1777 году было построено здание калужского театра. Смело и одновременно просто решил зодчий объемно-планировочную композицию вновь создаваемого административного центра — Присутственных мест. Три корпуса, обращённые к Соборной площади, соединялись величественными арками. Там разместились наместническое и городское правления, гражданский и уголовный суды, губернская типография, чертёжная и прочие административные службы. Эти строения отличают лаконизм и конструктивная логика, прекрасно выдержанные пропорции и соотношения частей. Образцом архитектурной гармонии может также служить Каменный мост через Березуйский овраг.

Никитин ввёл новую для Калуги систему застройки — по периметру кварталов. При этом более старые здания оказывались заключёнными внутри кварталов и тем самым сохранялись. Всеми работами ведала Экспедиция от строений, где находился Генеральный план, с которым «желающие строиться могли согласовываться». Ведомости по распределению участков для возведения домов подписывались Никитиным. В документах калужского архива находится предложение калужского наместника наместническому правлению: «В Экспедицию о казённых в сей губернии построениях отрядить господина Советника Калужского наместничества Гражданской Палаты Никитина с тем, дабы он поделил время на присутствие по должности своей как в Гражданской Палате, так и в сей Экспедиции, и как ныне наступило время к действительному сих строений производству, по которому не токмо в сем, но и некогда и уездных городах самоличное его — господина Никитина  — назирание весьма нужно <...> доколе не кончится действительное сих строений в летнее время производство, он, господин Никитин, от присутствия в Гражданской Палате мною увольняется». Как видим, одновременно с решением глобальных градостроительных задач Пётр Романович не гнушался заниматься и "мелочёвкой": распределял участки, контролировал выдачу "билетов" на возведение домов, утверждал архитектурные решения их фасадов. Калужский наместник предписывал Казённой палате: «Все подряженные в казённое строение материалы не иначе приемлемы и в дело употребляемы были, как по освидетельствовании доброты и прочности здешней Гражданской Палаты Советника господина Никитина». При этом деятельность Никитина выходила далеко за пределы Калуги. Строились и уездные города. Новые генеральные планы были утверждены: в 1777 году — для Козельска, Тарусы и Медыни, в 1778-м — для Жиздры и Мещовска, в 1779-м — для Боровска, Лихвина, Малоярославца, Мосальска, Перемышля и Серпейска. Для уездных городов Пётр Романович разрабатывает образцовый проект зданий Присутственных мест. До сих пор эти здания сохранились в Перемышле, Мещовске... Всё тот же наместник М. Н. Кречетников писал: «Господин Советник Гражданской палаты Никитин, упражняясь с малолетства в архитектурии, приобрёл себе в теории и практике оной столь достаточное познание, что <...> препоручено [ему] назирание не только за всеми в сем городе [Калуге], но також в Мядыне, Козельске и некоторых городах Тульской губернии казёнными строениями, для чего он и будет иногда наезжать в те города над производством оных надсматривать».

***

2 августа 1784 года Пётр Романович Никитин умер от лихорадки, оставив многие свои начинания незавершёнными. 4 августа его похоронили в некрополе Лаврентьевского монастыря. Постепенно его имя забылось и начало появляться на страницах специальных исследований лишь в середине ХХ века, когда стал ясен масштаб деятельности зодчего, создавшего регулярные планы Твери и Калуги и построившего в этих городах ряд замечательных зданий. Сведения о его жизни приходится собирать в архивах буквально по крупицам. Их крайне мало. Происхождением он был из дворян. Женился на дворянке Палагее (Наталье?) Сергеевне, урождённой Межениновой (1734—1790). У них родились три дочери — Елизавета, Екатерина и Наталья. В литературе упоминался также рано умерший сын Сергей. Екатерина была замужем за А. С. Бахметьевым, капитаном, экзекутором Тверской межевой конторы, впоследствии переведённым в Калужское наместническое правление уездным землемером. Далее Бахметьев служил в калужском магистрате председателем, а с 1791 года — советником Палаты гражданского суда. Елизавета вышла замуж за капитана артиллерии Щербачёва. В 1782 году в калужской церкви Михаила Архангела состоялось бракосочетание Натальи с первоклассным землемером Тамбовского наместничества А. А. Сальковым. Одним из их потомков является московский коллекционер и исследователь генеалогий деятелей русской культуры Ю. Б. Шмарев. Известно, что в Москве Никитин владел большим каменным домом своего деда на Тверской улице в приходе церкви Ильи пророка. В 1787 году этот дом был продан вдовой архитектора за 3500 рублей купцу К. К. Баилычеву. В Калуге Петр Романович жил в большом деревянном доме напротив церкви Михаила Архангела (бывшая улица Никитская, сейчас улица Ленина, дом не сохранился). Недвижимость имел в Воронежской, Рязанской и Калужской губерниях. Ни одного подписного изображения П. Р. Никитина обнаружить пока не удалось.

***

Результаты восьмилетнего периода работы П. Р. Никитина в Калуге, где сохранилось больше всего творений зодчего, строившего также и в Москве, и в Твери, и в Новгороде, поистине впечатляют. Однако главное его создание — сам город Калуга такой, какой он есть сейчас: замечательный образец русского градостроительства эпохи раннего классицизма.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/10/01/stroitel_tveri_i_kalugi/



В последней четверти XVIII века был разработан генеральный план Калуги (архитекторы П. Р. Никитин и И. Д. Ясныгин при активном содействии калужского наместника М. Е. Кречетникова), в его основетрёхлучевая схема основных магистралей и увязка регулярного геометрического плана, предполагавшего создание прямых и широких улиц и бульваров, с местными условиямиоврагами и уже застроенными улицами. Планировка Калуги — компактная и в то же время свободная, не скованная строго кольцевой или линейной схемойучитывала местоположение старого кремля (сгоревшего в 1700) на краю глубокого Березуйского оврага и необходимость сохранить функциональную роль этого участка в качестве нового административного центра города. В 1775—78 был построен монументальный Березуйский мост на высоких мощных арках, первоначально с парапетом (ныне с чугунной решёткой середины XIX века). В 1780-е года осуществлена постройка или закладка основных "казённых строений" Калуги, среди которых ансамбль Присутственных мест, решённый в очень крупном масштабе и строгих классицистических формах (177887).

 http://dic.academic.ru/dic.nsf/city_of_russia/405/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D1%83%D0%B3%D0%B0

 

Пётр Романович упражнялся в архитектуре с детства, (лучшим учеником и помощником Д. Ухтомского, трудился в Москве и Твери. Опытный и умудрённый в строительном деле архитектор в конце XVIII века переустраивал города на новых началах. Калуга стала венцом его творчества. В 1776 году Калуга по Указу Екатерины II становится центром губернии. Деятельный наместник М.Н. Кречетников увлек Никитина большой строительной перспективой и пригласил его в Калугу. Здесь зодчий создал проект — цельный по художественному замыслу и ясный по структуре. Архитектор мастерски использовал сложные топографические условия и исторически сложившуюся планировку города. Он органически включил в композицию плана существующие каменные постройки, а планировку улиц ориентировал в сторону реки, параллельно ей и большим оврагам. Эти древние овраги зелёным ожерельем обрамили город, отделив его от других частей центрального и предместья, по которым соединяющимися лучами разошлись прямые улицы.
Представьтесь, чтобы оставить комментарий:
Создано при поддержке Туристско-информационного центра «Калужский край»
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Сделано в студии
«25-й кадр»