Пётр Романович Никитин (1726—1784) — архитектор, градостроитель. Стоял у начала русского градостроения эпохи классицизма. Сын живописца петровского времени
Романа Никитина, племянник знаменитого художника
Ивана Никитина, от которых получил начальное художественное образование, будучи с ними в 1732–42 в Тобольске «за караулом». В 1742 поступил в команду полицмейстерской канцелярии в Москве, в 1748 графом
Франческо Растрелли аттестован в гезели архитектуры. В 1749—63 работал в Москве, занимался главным образом урегулированием улиц, реконструкцией и починкой старых построек, поэтому допетровская русская архитектура была Никитину близкой, родной и понятной, что впоследствии помогло ему блестяще решать проблемы преемственности историчности города при перепланировке древнерусских городов. В работах московского периода Никитин следовал господствовавшему тогда барокко. В это же время Никитин преподавал в архитектурной школе
Дмитрия Ухтомского. В числе его учеников —
Матвей Казаков, долго работавший затем под руководством Никитина в Твери. В 1760—63 Никитин — главный архитектор Москвы.
Франческо Растрелли, Матвей Казаков
В 1763 году Никитин направлен руководить восстановлением Твери после катастрофического пожара, почти уничтожившего город. Он сразу создал регулярный ген-план города, ставший образцом для многих перепланировок русских городов в екатерининское время. На центральной Московской дороге Никитин расположил 4 площади разной конфигурации. На главной 8-угольной
Фонтанной площади он возвёл ансамбль Дворянского дома, магистрата, школы и соляного «магазина», далее устроил
полукруглую центральную площадь, из которой в сторону кремля расходятся лучи классической трёхлучевой системы, и построил на ней почтовый и питейный дома. Следующая площадь была
Торговой, последняя, полукруглая, расположена у кремля. Остальная система улиц создана прямоугольной, с сохранением композиционного значения существовавших храмов. В центре кремля Никтин восстановил и радикально перестроил архиерейский дом (1764–67). Одновременно с планировкой города Никитин разработал образцовые проекты домов. Стилистически постройки Никитина тверского периода принадлежат раннему классицизму, сохраняющему отдельные черты барокко.
Тверь, Казённая палата (сейчас городская администрация Твери)
по проекту Никитина на восьмиугольной Фонтанной площади (сейсас площадь Ленина).
Блестящий опыт реконструкции Твери — первый в истории русского градостроения — поставил Никитина в число ведущих русских архитекторов того времени и стал образцом для других городов. В частности, чертежи Никитина были скопированы
А. В. Квасовым и посланы в качестве руководства в Казань (в связи с чем впоследствии историки архитектуры ошибочно приписывали Квасову план Твери).
План центральной части Твери (фрагмент).
В 1776 Никитин был приглашён наместником Калуги
Михаилом Кречетниковым. Специально для Никитина была введена должность советника наместника по архитектуре с огромным окладом и возмещением расходов; усилиями Никитина и Кречетникова была обеспечена очень высокая организация строительных работ, позволившая чрезвычайно быстро осуществить все замыслы. В 1778 году Никитин составил регулярный план города и приступил к его осуществлению.
Регулярный план Калуги утверждённый 13 июня 1778 года.
План Никитина тонко учитывает специфику рельефа местности, прорезанной спускающимися к Оке оврагами. Улицы кварталов между ними расходятся веером, образуя на пересечениях множество разнообразных ракурсов. Общая композиция Калуги решена в форме трапеции, основанием которой служит Ока. В вершинах Никитин расположил 2-е круглые площади, поставив на первой из них, в центре средневековой части города у развилки дороги из Москвы, сложное в плане здание
Главного народного училища (1782—1785).
Калуга, улица Ленина, здание Народного училища (сейчас КПУ) по проекту Никитина.
Стрелка Ленина—Луначарского вчера-сегодня.
Дорегулярная структура города была упорядочена и рекомпонована, сохранив семиотическую значимость исторических храмов. Общественные здания ставились на пересечениях магистралей; в центре у Оки на месте крепостных стен Никитин построил каре Присутственных мест (1780–85) с проездными арками, повторившими возведённые им триумфальные ворота со стороны Москвы.
Калуга, улица Баженова, Присутственные места.
Рядом в 1777—78 построил уникальный в русском зодчестве каменный мост-аркаду через глубокий Березуйский овраг, высотою 23 и длиною свыше 100 м. Одновременно Никитин разработал образцовые проекты жилых домов в законченном классическом стиле.
Калуга, Каменный мост (виадук)
Желающим строить дом Никтин выдавал его проект вместе с билетом на владение земельным участком. В результате деятельности Никитина Калуга стала образцовым городом русского классицизма, застроенным в основном небольшими каменными особняками. В те же годы по генеральным планам Ниекитина были реконструированы 12 уездных городов Калужского наместничества.
Здания по проектам Никитина есть в Новгороде, Туле, Нижнем Новгороде. Его ученики Л. Обухов, Н. Богданов, Н. Мещерский, Н. Тихменев построили классический Смоленск; И. Парфентьев — Торжок и Псков; В. Поливанов — Новгород. Шестнадцать лет учился у Никитина и работал его помощником М. Ф. Казаков, создавший «казаковскую Москву». Никитин первым в России разработал принципы связи регулярной и дорегулярной планировки, искусно оставляя в регулярной среде семиотически важные композиционные вертикали колоколен и храмов, старые опорные точки городской структуры, создал превосходные вариации домов для городской застройки, ставшие эталоном екатерининского классицизма. Но его московские работы не сохранились, провинциальные часто приписывались другим, в Петербурге он не строил. Поэтому имя Никитина почти не известно, хотя он стоит в одном ряду с
Джакомо Кваренги и
Иваном Старовым — творцами классической России.
Лит.: Гайшинец Е. В. Творчество архитектора Петра Никитина и его значение в развитии русской архитектуры второй половины XVIII века. Автореф. дисс. М., 1991.
Сведения о Никитине